Эпикуреизм

Эпикуреец в современном мире

Много веков идеи эпикурейцев подвергались жесткой критике и непониманию тех концепций, что лежат в их основе. Но в наше время они были переосмыслены и применяются в экономике, социологии, психологии.

Эпикур в письме к Эврилоху называя себя философом самоучкой, мы самоучки — это двигатель философии и науки, я так считаю.

В конце 18 — начале 19 века возникает утилитаризм — течение, которое строит общественную политику и мораль на понятии пользы, а понятие пользы в нем связывается с понятием удовольствия. Моральное благо определяется, как максимальная польза для максимального числа людей.

Под полезностью поступка подразумевается интегральное удовольствие или счастье, полученное всеми затрагиваемыми сторонами за время действия последствий поступка. Утилитаризм относится к консеквенциальной группе этических теорий, так как судит поступок не сам по себе, а по его результатам.

«наилучшим действием является то, которое приносит наибольшее счастье наибольшему числу людей»

В основе утилитаризма лежат гедонизм или эвдемонизм — ценностные учения, согласно которым высшей ценностью является удовольствие или счастье. Строгие определения удовольствия и счастья на данный момент остаются проблемой. Проблемным остаётся и вопрос, являются ли эти понятия тождественными. Современные западные утилитаристы, как правило, отождествляют их. Мораль утилитаризма в известной мере проникнута эгоцентризмом.

В 19–20 веках представители Австрийской экономической школы и другие экономисты-маржиналисты, Карл Менгер, Вильфредо Парето, Людвиг фон Мизес, пытались показать, что вся рыночная, капиталистическая экономика подчинена принципу удовольствия.

Экономисты разработали принцип максимизации полезности. Максимизация полезности предполагает способность рационального потребителя сравнивать, соизмерять полезности различных благ и их наборов и затем выбирать такой набор, который по полезности превышает все остальные.

Так философия Эпикура помогла современной экономической науке в теоретическом обосновании поведения человека.

Наиболее известные аргументы в пользу гедонизма связаны с работой центров удовольствия мозга. Ученые решили проверить, действительно ли верен психологический гедонизм, правда ли, что главная мотивации жизни людей — стремление к удовольствиям. Первые опыты были поставлены над животными, а их результаты были экстраполированы на поведение человека.

В 1954 году американские физиологи Джеймс Олдс и Питер Милнер показали, что электростимуляция некоторых центров мозга крыс и мышей может напрямую управлять их поведением.

Ученые нашли в коре головного мозга крысы центр удовольствия, вживили в него электрод, способный сообщать разряд тока и стимулировать его. В клетке крысы был установлен рычаг, нажимая на который, она получала разряд тока в центр удовольствия. Эксперимент закончился плачевно — крыса умерла от истощения, она не ела и не пила, а без остановки нажимала на рычаг.

Крыса стала неспособной к другому поведению кроме как к максимизации удовольствия.

Результаты опыта были подвергнуты критике: утверждали, что нельзя сравнивать человека и крысу. Но практика показывает, что если человеку дать возможность напрямую получать удовольствие, например, с помощью наркотиков, то он оказывается зависимым. Тяга к удовольствиям настолько сильна, что она может превратить взрослого и рассудительного индивида в раба наслаждения.

Американские социологи Филип Бирман и Дональд Кэмпбел раскритиковали этический гедонизм, как дорогу ведущую к счастью.

В своем эссе «Гедонический релятивизм и формирование общественного благополучия» они предложили термин «гедонистическая беговая дорожка».

Гедонистическая беговая дорожка (гедонистический парадокс) — тенденция людей держаться на относительно стабильном уровне счастья, а также быстро возвращаться к этому уровню после серьезных позитивных или негативных событий или изменений в жизни. Согласно этой теории, чем больше человек получает удовольствия, тем выше его ожидания и желания, что не приводит к счастью.

Современный человек, человек общества потребления, не привык следовать принципу первых гедонистов, киренаиков, и наслаждаться тем, что есть. Он привык потреблять наслаждение — это значит, что ему нужно все больше и больше.

В конце 1990-х годов концепция гедонистической беговой дорожки была модифицирована британским психологом Майклом Айзенком, он сравнивает стремление человека к счастью с человеком на беговой дорожке, который должен продолжать идти, чтобы оставаться на том же месте.

Вот кстати, то что говорил о своей философии Эпикур очень похоже на подходы КПТ терапии. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это психологический подход, основанный на идее, что мысли и убеждения влияют на эмоциональное состояние человека. С точки зрения этого подхода причина негативных переживаний — не в жизненных обстоятельствах, а в их интерпретации человеком, которая часто опирается на ложные убеждения о себе, других людях и мире. КПТ учит выявлять убеждения и ошибки мышления, которые искажают восприятие реальности, а также формировать на их месте более реалистичные и изменять поведение, опираясь на новую картину мира.

Когнитивно-поведенческая терапия – это очень востребованный сегодня вид психотерапии, направленный на коррекцию когнитивной и поведенческой сторон личности в комплексе. Предметом исследования КПТ являются реакции, связанные с эмоциями и поведением человека, которые негативно влияют на отношения с другими людьми, душевное благополучие, общее качество жизни. Цель когнитивно-поведенческой терапии – изменить эмоциональные реакции индивида, откорректировав его взгляды, убеждения, принципы. 

Применение КПТ было показано даже в клинических случаях когда у больных наблюдались катастрофизация боли, эмоциональное расстройство, злоупотребление обезболивающими препаратами и трудности при их отмене. А это показатель.

Также, к философии Эпикура в новом времени можно отнести техники коучинга по модели «GROW».

Модель «GROW» — методика достижения целей. Впервые появилась в Великобритании в 1980 году. С тех пор активно развивается и используется в коучинге.

Модель (процесс) GROW — это простой метод задания целей и решения проблем. Она была разработана в Великобритании и использовалась для корпоративного обучения в конце 1980-х и 1990-х гг.

На авторство модели претендуют различные специалисты, однако считается, что значительный вклад был внесен Александром Грэмом, Аланом Файном и Джоном Уитмором. Модель GROW также упоминается в книге «Дао мотивации» Макса Ландсберга. Аналогичные модели используются в семейной терапии и обучении детей (например, WOOP Габриэль Оттинген).

Развивали и улучшали модель такие коучи, как Грехам Александр, Алан Файн, Макс Ландсберг, сер Джон Уитмор, Майлз Дауни.

Модель GROW можно накладывать любые знания и навыки, однако основной процесс остается неизменным. Коуч может задавать различные вопросы на любом этапе, и его мастерство заключается именно в том, чтобы правильно и вовремя их задать.

Создатели модели GROW и принципа внутренней игры утверждают, что многие люди не могут достичь своих целей, потому что не учатся на своих ошибках и не знают, что уже владеют информацией, способной им помочь.

GROW – это аббревиатура от названий четырех этапов – Goal (Цель), Reality(Реальность), Options (Варианты) и Will (Намерение). Пройдя через все четыре этапа, вы повысите осознанность и понимание:

  • Того, к чему стремитесь,
  • Текущей ситуации и своих убеждений,
  • Своих возможностей и ресурсов,
  • Действий, которые хотите предпринять для достижения личных и профессиональных целей.
Модель GROW

1 этап – G (Goal)

Этап постановки цели
На этом этапе важно определить, чего именно вы хотите достичь.

Задайте вопросы:

  • Чего ты хочешь?
  • Какой результат будет для тебя наилучшим?
  • Как ты поймешь, что это именно тот результат, к которому ты шёл?
  • По каким критериям будешь оценивать успешность достижения результата?
  • Что важно для тебя в достижении этой цели?
  • Как достижение цели повлияет на все сферы твоей жизни?
  • Что произойдет, когда ты достигнешь результата?
  • Что скажут тебе окружающие люди?
  • Что ты получишь из того, чего у тебя нет сейчас?

Рекомендация: Цель необходимо сформулировать максимально конкретно. Но задача этого этапа – не только в постановке цели, но и в повышении осознанности, для чего вы хотите её достичь и что вам это даст. Чем тщательнее вы проработаете этот этап, тем меньше вероятность испытать разочарование после достижения цели. 
Помните, что как бы конкретно и тщательно вы ни прописывали желаемый результат, детали могут меняться. Возможно, вы что-то добавите или уберете после этапа обзора реальности. Это нормально.

2 этап – R (Reality)

Этап обзора реальности
Цель этого этапа – понять, что у вас есть сейчас.

Задайте вопросы:

  • Что сейчас происходит?
  • Что тебя больше всего волнует?
  • По десятибалльной шкале, если 10 – это идеальная ситуация, на каком балле ты находишься сейчас?
  • А на каком балле ты хотел бы находиться?
  • Что ты чувствуешь при этом?
  • Как то, что сейчас происходит, влияет на другие сферы твоей жизни?
  • Кто еще вовлечен в ситуацию?
  • Что ты уже успел сделать и делаешь для решения этого вопроса?
  • Какие ресурсы есть?
  • Какие факторы повлияли на твое решение?

Рекомендация: На этом этапе особенно высок риск ухода в самокритику и негативную оценку. На вопрос «Что сейчас происходит?» сам собой может появиться ответ «Я ленюсь», или «Я опять не смог соблюсти все сроки», или «Я застрял и постоянно торможу». Если ловите себя на аналогичных ответах, спрашивайте себя: «На основании каких фактов я делаю такие суждения?», «Как конкретно проявляется моя лень?», «Какие конкретно сроки при каких обстоятельствах я не смог соблюсти?», «Какие факты свидетельствуют о том, что я застрял и торможу?», «Что значит постоянно»? Задача – не скатиться в суждения, критику и оправдания, а повысить осознанность и понимание текущей ситуации без эмоций, основываясь исключительно на фактах.

3 этап – O (Options)

Этап обзора возможностей
Цель этого этапа –посмотреть, какие варианты возможны.

Задайте вопросы:

  • Что можно сделать для изменения ситуации?
  • Какие есть варианты?
  • А какие есть альтернативы?
  • А еще? А еще? А еще?
  • А если бы что-то еще могло быть как вариант, что бы это было?
  • А что, если бы у тебя были все ресурсы для решения вопроса, что бы ты сделал?
  • Кто мог бы помочь тебе в решении этого вопроса?
  • Где бы ты мог найти информацию?
  • А что бы ты посоветовал сделать другому на своем месте?
  • Какие из выбранных вариантов тебе больше нравятся?

Рекомендация: На этом этапе пользуйтесь правилами, используемым при мозговом штурме:
Максимальное количество идей без любых ограничений,
Принимаются даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи,
Идеи можно и нужно комбинировать и улучшать,
Не должно быть никакой критики или оценивания предлагаемых идей.

4 этап – W (Will)

Этап выбора действий
Цель этапа – определить конкретные действия и первый шаг.

Задайте вопросы:

  • Что ты будешь делать?
  • Как ты это будешь делать?
  • Каким будет твой первый шаг?
  • Когда ты это сделаешь?
  • Есть ли что-то, что необходимо учесть перед тем, как приступить к действию?
  • Достигнешь ли ты при этом своей цели?
  • Какая поддержка тебе нужна?
  • Какие возможны препятствия на пути?
  • Как ты оценишь по шкале от 1 до 10 степень уверенности в том, что ты это сделаешь?

Рекомендация: Не зря в оригинале используется слово Will, хотя в некоторых адаптированных источниках вы можете найти W от What to do. Will переводится как воля, желание, твердое намерение, а также энергия, энтузиазм и отношение. То есть это не просто действие или шаг, это то, что полностью отзывается в вас, то, во что вы верите. НЕ говорите: «Я должен», «Мне нужно», говорите: «Я хочу, «Мне важно это сделать». Ведь за вашим решением стоит не что-то навязанное извне. Это ваше и только ваше волеизъявление. Вы знаете, для чего вы это делаете, что вам это даст, и полностью принимаете на себя ответственность.

Ну и не забывайте о тетрафармакосе: Что такое тетрафармакос?


Опубликовано

в

от