Эпикуреизм

Эпикуризм

Описание в сатирическом ключе отсюда: https://telegra.ph/EHPIKUREIZM-03-07

342 год до н.э. Аристотелю уже за сорокет, а Платон существует только в виде формы в башке у Аристотеля. За 300 километров от Афин Рождается Эпикур. Будучи ещё малым, начинает интересоваться философией, а в 18 лет уже едет в столицу. Но, внезапно, не для покорения столицы, а по бюрократическим соображениям: для проверки своих гражданских прав. По дороге он обучается, и к 20 годам возвращается к отцу в Малую Азию.

Ну, опустим весь биографический базар. Всё, что нам необходимо знать о первой половине жизни Эпикура — то, что он пообщался с некоторыми лицеистами и академиками, впитал в себя труды Демокрита, Платона, Аристотеля, Гераклита и дальше по списку. Самое забавное, что себя считал самоучкой и шкварил всех вышеперечисленных персонажей, и именно он пустил слух, что Левкиппа не существовало. Возможно, это проявление вниманиеблядства или комплексов, но с современниками у него получалось ладить хорошо. Так хорошо, что в 32 года, окружив себя более-менее мозговитыми кентами, он организовывает свою философскую группировку, с которой потом и отправляется в Афины. По прибытию, вываливает на прилавок СОРОК килограмм серебра и оформляет себе пентхаус с люксовым садом.

Школа Эпикура, если можно её так назвать, не была похожа на другие открытые заведения. Его можно сравнить со Скриптонитом, который сидит в загородном коттедже и со своими приближенными казахами мутит треки. Только вместо треков — труды. Всего Эпикур создал порядка 300 трудов, но уцелело из них почти нихуя. Но нам повезло, так как несколько трудов уцелело, да и последователей у него было немало. Итак, учение Эпикура.

Удобнее всего оно представляется в трёх связанных частях:

  1. Физика, на которой основывается
  2. Теория Познания а.к.а Каноника
  3. Этика, опирающаяся на всё сразу

ФИЗИКА

Наглым способом спизжена у Демокрита. Вся Вселенная представлена всевозможными телами и великой беспредельной пустотой: тела мы и сами видим, а пустота — очевидное условие существование этих самых тел. Если Демокрит утверждал, что атомы просто беспредельно двигаются, то Эпикур считал, что они падают вниз. Вы спросите «Куда? В какой низ?» — Да ни в какой, епта, поставьте себя на место человека, живущего пару десятков веков назад, и придумайте себе безусловный метафизический низ. Вот в этом направлении падают атомы подобно дождю. Так бы они и падали по прямой, если бы Эпикур не вставил в теорию элемент случайности. Теперь они спокойно образуют любые тела, но при этом разные тела состоят из разных атомов. Аналогичное положение дел обстоит и во всех других мирах. Их бесконечное количество, и сами они тоже бесконечные, всё ебало в бесконечности просто. В пространстве между этими мирами обитают боги, которым категорически похуй если не на друг друга, то на людей уж точно. На Эпикура многие вешали ярлык безбожника, но существование богов он всё-таки признавал. Возможно, чтобы от него отъебались. Широко известен парадокс, который Эпикур сформулировал по этому поводу:

В мире существует зло. Если существует всемогущий и всеблагой Бог, то он должен с ним что-то сделать. Если он не может этого сделать — то он не всемогущ. А если не хочет — то не всеблагой. Какой же он теперь бог?

Подробнее об этом парадоксе можете почитать на душной википедии, а мы продолжаем вгрызаться в теорию. — Душа всё так же остается кучкой мелких, подвижных атомов, как завещали ветераны атомизма. После смерти душа рассеивается, и мы «испытываем» то же самое, что и до рождения. 

Из всего вышесказанного вытекает эпистемология, которую Эпикур назвал:

КАНОНИКА

От слова канон типа. Ну, речь идет о канонах/критериях истины. Главным критерием для Эпикура были ощущения. Смотреть, слышать, — вот всё в таком духе. Вся фишка собсна в чём: Поверхности всех тел источают атомы, формируя образы, которые проникают в наши органы чувств и вызывают ощущения. А так как душа «разлита» по всему телу, то ощущения вызывают движения частиц души, находящихся поблизости, а те передают его другим. Так образ предмета остается в мысли. Сохранение образа — это память. А процесс познания — это сравнение одного образа с другим. Если запомнить 10 образов столов, сравнить их, то можно вывести их общие черты. Так образуются понятия. Без всяких высших идей и прочего насилия над сознанием. Вот и вся матчасть.

Короче, Эпикур абсолютный эмпирик, как и киренаики. Существуют ещё три вторичных критерия, но в дебри лезть особого понта нет. Все равно, ощущения — основа любого знания. В своей теории он призывает ограничиться чувствами, ибо другого критерия мы все равно не имеем, — вся наша жизнь ограничена 5 (или сколько у нас их там?) чувствами. Если бы даже и было что-то сверхчувственное, мы бы не могли его воспринять, поэтому можно со спокойной душой на всё забить.

ЭТИКА

Это то, ради чего мы все собрались. Две предыдущие части грубо говоря обслуживают основную теорию. Основной принцип этики — счастье или благо. Это вообще основная цель жизни. И святой долг философии — приблизиться именно к этой цели, а не решать вопросы уровня «что первично?».

Короче, счастье целиком и полностью основано на удовольствии/наслаждении. 

Товарищи гедонисты, сейчас будет разрыв шаблона. В сознании (совсем широких) масс, удовольствие — это когда у тебя мало забот, но много денег, много власти и много секса. Соответственно, гедонист при таком раскладе представляется кутилой, кайфожором и бездельником. Это самый поверхностный взгляд, который распространяется веков 25 точно. И иногда он цепляется к Эпикуреизму, что, с точки зрения истории философии будет считаться крайним невежеством. Но обо всём по порядку.

Любая живая тварь от рождения стремится избежать боли и хапнуть как можно больше удовольствия. Это очевидный факт. Если бы у Аристиппа была кнопка, которая вбрасывает в мозг дофамин — он бы с неё не слезал. У Эпикура подход другой: он не считал, что между наслаждением и болью нет никакой середины, следовательно, если нет страдания — то это уже само по себе пиздато. Так что единственное удовольствие, которого и стоит добиваться — это того, которое устранит хуевое положение дел. Объясняю наглядно: если вы умираете от голода-холода, если вы застряли в бетоне по самую шею (и такое бывает), если вы оказались в какой-нибудь другой жопе, то вам нужно просто вернуться в нормальное состояние — покушать, помыться, отдышаться — кайф же?

Эпикур делил наслаждения на три группы:

  • Естественные и необходимые
  • Естественные и ненеобходимые
  • Как вы догадались, нестественные и ненеобходимые, возникающие в следствие ложного представления о наслаждении

Умение обходиться малым — одна из черт благоразумия, что является главным скиллом эпикурейца. Много жрешь — гастрит будет, много пьешь — похмелье, участвуешь в политической движухе — тебя хлопнут, трахаешься — жди беды. Короче, палец в жопу и кайфуй.

Алсо, господин Эпикур не то чтобы был против половой ебли, он скорее считал её, как и любые отношения с девками — бесполезной в плане счастья тратой времени. Самый профитный тип отношений в обществе — это дружба. Обычная человеческая. Быть, бля, нужным — вот что нужно!

В общем, если представлять систему удовольствия эпикура на координатной прямой, то 0 — это заебись, плюсовые значения — излишние удовольствия, минусовые — это страдания. Больше нуля в принципе нахуй не надо.

Эта «константа удовольствия» не может быть омрачена ничем, особенно страхом. Больше всего человек боится смерти. Она может произойти в следствие войны, собственных косяков и прочей шляпы. Смерть не всегда можно предотвратить, но если ты её не боишься, то тебе в целом будет плевать.

Главным спонсором «страха смерти» является религия, которая в эпоху Эллинизма активно набирала популярность. Как вы помните, боги, согласно Эпикуру, обитают между мирами в абсолютном похуизме, так что бояться нечего. Как завещал старый:

«Смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет»

Примерно так в общих чертах выглядит эта философская система. Кстати говоря, учение названо в честь основателя в силу его «диктаторства»: ему нахуй не надо было что-либо додумывать, система была закончена. Ни один из его учеников на протяжении существования всей школы никак не изменил учение и ничего серьезного не внёс. У стоиков иначе, хоть основателем и был Зенон.

А теперь поговорим о практке: у пахана было две куртки (всего), а питался он хлебом, водой и оливками. По праздникам мог угоститься кусочком сыра. Короче, 20% России можно было бы подписать под эту школу, но по моему опыту «радоваться малому» не входит в базовый пакет русского человека. Со здоровьем у него тоже было не очень, весь вечно больной, но при этом счастливый. Именно он, а не стоики, первый утверждал, что можно быть счастливым и на дыбе. Аристотель же думал, что на дыбе быть счастливым нельзя и что это абсурд, хех. Также, как и жирная доля россиян, Эпикур жил в коммуналке, только античной. Из за высокой концентрации счастья в школе она начала набирать популярность, и вскоре всё средиземноморье подсело на идеологию.

После смерти вождя, у главы Сада стояли разные ученики, которые продолжали традицию. Самым выдающимся учеником Эпикура считается Лукреций, который переформатировал всё учение в поэму, через которую ребята эпохи Возрождения черпали вдохновение в гедонизме.

До этого следовал небольшой застой: когда христианская школа взяла верх, то запретил учение как «безбожное», и переделали их под свои коммуны. Кстати, Данте поместил их на 6й круг ада в своей комедии (красавчик).


Опубликовано

в

от

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 + 11 =